среда, 26 декабря 2012 г.

Практическое занятие 2 (ОПП ОР) Разработка сценария учебных материалов


Цель: сформировать умения по разработке сценария — как «рабочего
чертежа» будущего образовательного ресурса.

В ходе практического занятия предлагалось выполнить 2 задания. Результаты работы по ним представлены ниже.

Задание 1. Прокомментируйте позицию специалистов: работу над
сценарием необходимо разбивать на два шага:


  1. подготовку демонстрационной версии учебных материалов;
  2. подготовку рабочего сценария учебных материалов.
На мой взгляд, такое разделение рационально и призвано сохранить время разработчиков электронного учебного материала. Поскольку над созданием ресурса трудится не один человек, то, безусловно, будут возникать неоднозначные моменты в понимании или видении тех или иных моментов. Чтобы предметно говорить о той или иной характеристике учебного ресурса, необходимо иметь перед глазами хотя бы его фрагмент. Тогда возникающие противоречия возможно разрешить, не "перечеркнув" всю предыдущую работу создателей ресурсов.
Если первый этап - подготовительный, то второй - контрольный, требует тщательной проработки каждой детали, что невозможно без наличия уже готового шаблона.

Задание 2. Разработайте сценарий учебных материалов на ваш выбор. Обменяйтесь ими с коллегами и подготовьте экспертное заключение по этому сценарию.

При разработке сценария учебного материала были использованы материалы из учебного пособия А.Ю. Уварова "Педагогический дизайн".


Прежде всего, необходимо отметить, что процесс разработки сценария учебного материала включает в себя три основных этапа:


  1. разработка плана электронных учебных материалов на основе учебной структуры урока;
  2. разработка типовых экранов;
  3. поэкранная проработка курса (урока).
Данный сценарий учебных материалов разработан на базе материалов урока английского языка для 4 класса.

I ЭТАП. РАЗРАБОТКА ПЛАНА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ УЧЕБНОЙ СТРУКТУРЫ УРОКА

1 шаг: диаграмма (блок-схема) учебных материалов
отражает общую структуру курса  и связь данного урока с другими занятиями



2 шаг: диаграмма (блок-схема) урока с указанием всех его разделов


3 шаг: название урока и всех его разделов


Название урока: «Путешествие в Страну Wonderland»
Название разделов:

  1. Введение
  2. Фонетическая зарядка
  3. Разговор
  4. Релаксация
  5. Чтение
  6. Заключение
4 шаг: цели урока


Цели урока:

  1. совершенствование произносительных навыков учащихся;
  2. научиться выражать свое мнение о прочитанном и услышанном;
  3. научиться задавать общие вопросы и отвечать на них.
5 шаг: ожидаемая продолжительность урока

Ожидаемая продолжительность урока: 45 мин

6 шаг: вводный текст к уроку

Вводный текст к уроку:

Здравствуйте, ребята! 
В нашем путешествии мы встретимся с правильными и неправильными глаголами, а новые песни, рифмовки и сказки помогут лучше их запомнить, а в нашем путешествии нас будут сопровождать гномы. (текст произносит голос за кадром)


7 шаг: способы подачи материала


Способы подачи материала:

Материал представляется в письменном виде (с и без аудио сопровождения), а также в формате аудио и видео. 


8 шаг: способы итогового и текущего контроля


Способы итогового и текущего контроля:

текущий контроль осуществляется через выполнение практических заданий (в учебной структуре урока отмечены желтым цветом);

итоговый контроль осуществляется через выполнение практического задания в конце урока (в учебной структуре урока отмечено красным цветом).


9 шаг: заключительный текст к уроку


Заключительный текст к уроку:

Вот и завершается наше удивительное путешествие наше увлекательное путешествие в страну Wonderland.


10 шаг: перечень графических иллюстраций, видео- и аудиофрагментов, тренажеров и других специализированных средств, а также дополнительных материалов (если они нужны).

II ЭТАП. РАЗРАБОТКА ТИПОВЫХ ЭКРАНОВ

Предполагает определение правил организации объектов "учебной среды", а также доступных обучаемому способов реагирования на изменяющуюся ситуацию.

Данный урок будет включать следующие типовые экраны:

  1. заставки (используются при входе в программу и выходе из нее); 
  2. экран регистрации (используется для регистрации нового пользователя); 
  3. экран меню; 
  4. информационный экран (используется для представления информации); 
  5. экран вопросов; 
  6. транзитный экран; 
  7. экран упражнений.

III ЭТАП. ПОЭКРАННАЯ ПРОРАБОТКА УРОКА

На этом этапе  происходит окончательная редакция учебных текстов (они распределяются по экранам, для каждого экрана определяются правила перехода к следующим экранам, описываются реакции на действия обучаемого (подсказки, поощрения и т.п.)).

1 комментарий: