среда, 9 ноября 2011 г.

Задание по теме 2 "ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ИКТ"


Вопрос 1.  Какова роль информационно-поисковых систем?

1.1 Определение понятия "информационно-поисковая система" (ИПС)
1.2  Задача ИПС
1.3  Примеры ИПС
1.4  Классификация ИПС
1.5  Поисковые инструменты для WWW
1.6  Роль ИПС



1.1 Определение понятия "информационно-поисковая система" (ИПС)

ИПС (информационно-поисковая система) - это система, обеспечивающая поиск и отбор необходимых данных в специальной базе с описаниями источников информации (индексе) на основе информационно-поискового языка и соответствующих правил поиска. [1]

1.2 Задача ИПС

Главная задача - поиск информации релевантной информационным потребностям пользователя.
Релевантность - соответствие результатов поиска сформулированному запросу. [1]

1.3 Примеры ИПС

Справочные правовые системы "Гарант", "Консультант Плюс", "Кодекс", электронные каталоги библиотек, электронные словари и энциклопедии, поисковые системы сети Интернет. [2]

1.4 Классификация ИПС

Т.В. Руденко предлагает следующую классификацию [2].

1 ОСНОВАНИЕ - НАЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ОР)

  • каталоги для педагога;
  • каталоги для обучающихся;
  • каталоги для образовательных учреждений;
  • каталог как результат образовательной деятельности обучающихся и т.д.

2 ОСНОВАНИЕ - ФОРМА ИЗДАНИЯ ОР

  • каталог CD-ROMов образовательной тематики;
  • каталог сетевых ОР; 
  • каталог ссылок на ОР.

3 ОСНОВАНИЕ - ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • каталоги в помощь аудиторным занятиям;
  • каталоги рефератов;
  • каталоги внеклассных форм - конкурсов, олимпиад;
  • каталоги тестов и др.


1.5 Поисковые инструменты для WWW [1]

  • КАТАЛОГИ

Каталог - поисковая система с классифицированным по темам списком аннотаций со ссылками на web-ресурсы.
Поиск производится путем последовательного уточнения тем либо организуется поиск по ключевым словам с помощью локальной поисковой машины.
Индекс каталога - база данных ссылок этого каталога.
Имеет ограниченный объем, заполняется вручную персоналом каталога; некоторые каталоги имеют возможность автоматического обновления.
Результаты представлены в виде списка аннотаций документов с гипертекстовой ссылкой на первоисточник.
Примеры:
Зарубежные каталоги:
Yahoo - www.yahoo.com
Magellan - www.mckinley.com
Российские каталоги:
@Rus - www.aport.ru
Weblist - www.weblist.ru
Улитка - www.ulitka.ru

  • ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
Поисковая машина - поисковая система с формируемой роботом базой данных, содержащей информацию об информационных ресурсах.
Поиск осуществляется по запросу, формируемому пользователем, состоящим из ключевых слов или фразы, заключенной в кавычки.
Индекс формируется и поддерживается в актуальном состоянии роботами-индексировщиками.
Примеры:
Зарубежные поисковые машины:
Google - www.google.com
Altavista - www.altavista.com
Excite - www.excite.com
HotBot - www.hotbot.com
Nothern Light - www.northernlight.com
Go (Infoseek) - www.go.com (infoseek.com)
Fast - www.alltheweb.com
Российские поисковые машины:
Яndex - www.yandex.ru (или www.ya.ru)
Рэмблер - www.rambler.ru
Апорт - www.aport.ru

  • МЕТАПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ

Метапоисковые системы (поисковые службы) - системы, способные послать запросы пользователя одновременно нескольким поисковым серверам, затем объединить полученные результаты и представить их пользователю в виде документа со ссылками.
Примеры:
MetaCrawler - www.metacrawler.com
SavvySearch - www.savvysearch.com

1.6 Роль ИПС в образовании

Использование ИПС в образовательной деятельности позволяет развивать критическое и творческое мышление обучающихся, предоставляет преподавателю широкие возможности для организации самостоятельной, а также исследовательской деятельности обучающихся. А также, как было указано выше, ИПС предоставляют свободный доступ всем участникам образовательного процесса к образовательным ресурсам.

Источники информации:
1. Кадеев Д.Н. Информационные технологии и электронные коммуникации. Курс лекций http://emf.ulstu.ru/metod/ITEK/chast_3.htm
2. Руденко Т.В. Дидактические функции и возможности применения ИКТ в образовании http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/

4 комментария:

  1. К перечисленным поисковым инструментам для WWW также относят:
    *каталоги-машины (являются подразделом поисковых систем) - системы, автоматически осуществляющие поиск сразу в двух индексах (индексе каталога и индексе поисковой машины). Подобные системы позволяют использовать преимущества поисковых серверов обоих типов.
    *программы ускоренного поиска (поисковые агенты, Searchbots) - программы, устанавливаемые на компьютере пользователя, способные отправить запрос нескольким поисковым серверам и отсортировать полученные результаты, удаляя дубликаты.
    Можно заметить, что большинство поисковых систем являются одним из компонентов многофункциональных Web-сайтов Internet – так называемых порталов.
    Портал – многофункциональный Web-узел Internet, предлагающий разнообразные услуги: поиск информации, бесплатная электронная почта и т.д. [Теоретический модуль "Технологии поиска информации в Internet"].
    Если говорить о значении ИПС в образовании, то, пожалуй, можно выделить следующие направления применения поисковых систем в учебном процессе:
    - поиск образовательных порталов;
    - поиск адресов представительств образовательных учреждений в WWW;
    - поиск учебных пособий, энциклопедий, справочников;
    - поиск учебных on-line курсов;
    - поиск учебного программного обеспечения.
    В целом, содержание ответа краткое, четкое и доступное для понимания.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень понравилось, что Татьяна не только дает определения понятий, но и приводит достаточно много примеров

    ОтветитьУдалить
  3. Нечего добавить. Таня и Даша, спасибо за ресурсы и понятия.

    ОтветитьУдалить