Термин
«педагогический дизайн» предложен разработчиками проекта «Информатизация
системы образования» как собирательное понятие для обозначения направления
педагогической науки и практики, изучающего вопросы разработки учебных
материалов, формирования учебной среды и построения эффективного учебного
процесса.
На Западе соответствующую область делят на подобласти: например,
instructional design (разработка учебных материалов), learning design
(разработка учебного процесса), learning environment design (разработка учебной
среды) и т.п. [Александрова И.Г. Педагогический дизайн, http://ito-center.ifmo.ru/download/05_.pdf]
Отечественные ученые, занимающиеся проблемой педагогического дизайна: Уваров А.Ю., Моисеева М.В., Полат Е.С., Кузнецова И.С.
Существует несколько подходов к определению понятия "педагогический дизайн". Основные представлены в следующей таблице.
Изучив материалы,представленные в таблице,мы можем говорить о том, что понятие "педагогический дизайн" чрезвычайно сложное и многоплановое. В зависимости от того, какой аспект этого явления рассматривает ученый в своем исследовании, происходит выбор того или иного определения. А наличие нескольких определений в одной и той же категории говорит, на мой взгляд, о том, что данный вопрос еще не до конца разработан и изучен.
К имеющимся трактовкам понятия "педагогический дизайн" можно было бы добавить следующие:
ОтветитьУдалитьПедагогический дизайн — системный подход к построению учебного процесса, который позволяет выстроить единую систему из целей обучения, учебного материала и инструментов, доступных для передачи знаний [Тихомирова Е. 800 слов про педагогический дизайн].
Педагогический дизайн обозначает использование систематического процесса для понимания проблем обучения, осознания, что нужно сделать для решения этих проблем, и затем осуществление этого решения [Краснянский М.Н., Радченко И.М. Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов].
Также можно рассмотреть и другие трактовки данного понятия, например, "ПД как педагогический инструмент", "ПД как педагогическая технология", "ПД как использование процесса для понимания проблем обучения".
В целом, смысл понятия "педагогический дизайн" раскрыт с точки зрения всех основных категорий.
Приведенные выводы складывают законченную картину "исследования" в области трактовок понятия "ПД".
Татьяна представила достаточно определений понятия "педагогический дизайн" с понятным распределением по содержанию. В дальнейшем (если будет желание и возможность)было бы хорошо учесть комментарий Дарьи. Хотя и на данный момент считаю задание завершенным.
ОтветитьУдалитьЯ полностью согласна с Татьяной что "педагогический дизайн" чрезвычайно сложное и многоплановое понятие. Плюсы данной таблицы в том что в ней присутствуют понятия пед. дизайна зарубежных авторов. Что дает наглядное сравнение как трактуется данное понятие у нас и за рубежом.
ОтветитьУдалитьМогу сказать только то, что данное определение трактуется не однозначно, именно поэтому в таблице его Татьяна разбила на категории.
ОтветитьУдалитьПри выполнении этого задания я так же прибегла к разделению на категории. С заданием Татьяна, считаю удачно справилась, я отметила, что многие определения у меня тоже есть.