Какова роль информатизации образования в глобальном процессе информатизации общества?
II. Основные механизмы информатизации образования
III. Роль информатизации образования в глобальном процессе информатизации общества
I. Определение основных понятий. Информатизация. Информатизация образования
Прежде всего, на мой взгляд, необходимо определить основные понятия данного вопроса "информатизация" и "информатизация образования".
Определения понятия "информатизация":
- Информатизация – это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. (А.П. Ершов)
- Информатизация - это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития. (ЮНЕСКО)
С другими определениями понятия "информатизация" можно ознакомиться здесь.
Определения понятия "информатизация образования":
- Информатизация образования – процесс обеспечения системы образования информационными средствами, продукцией и технологиями с целью совершенствования механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных; совершенствования методологии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания; создания методик, ориентированных на развитие интеллекта учащихся, на формирование у них способности самостоятельно оценивать информационно-поисковую и экспериментально-исследовательскую деятельность; разработки компьютерных тестирующих и диагностических методик, обеспечивающих объективный, систематический и оперативный контроль и оценку уровня знаний учащихся. [Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/]
- Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:
- в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;
- в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессами управления;
- в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий. [http://anthropology.ru/ru/texts/prokudin/art_inf_edu.html Прокудин Д.Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы]
- в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;
II. Основные механизмы информатизации образования
Информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества. (Подробнее об особенностях процесса информатизации можно прочесть здесь)
Данные цели реализуются с помощью следующих программ:
- ФЦП "Развитие Единой Образовательной Информационной Среды 2001-2005" (РЕОИС)
- Стратегия Единой Образовательной Информационной Среды 2006-2010 (ЕОИС)
- Приоритетный национальный проект "Образование"
III. Роль информатизации образования в глобальном процессе информатизации общества
Очевидно, что эти два процесса являются одновременно причинами и следствиями друг друга.
А.А. Андреев отметил: "Научно доказано, что информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым также предстоит самим жить и работать в этой среде". [Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс - М.: Московский международный институт экономики, информатики, финансов и права, 2002. - 264с.]
Как мне кажется, здесь можно отметить, что
ОтветитьУдалить- воспитание нравственных, интеллектуально-развитых и творческих людей;
- повышение уровня образованности людей (+ повышение квалификации педагогов, различных технических специалистов);
- формирование информационной культуры;
- воспитание компьютерной грамотности,
будут способствовать успешной адаптации к жизни и работе в условиях современного информационного общества. Поэтому всё перечисленное, на мой взгляд, можно отнести к роли информатизации образования в глобальном процессе информатизации общества.
Даша, спасибо за комментарий
ОтветитьУдалитьЕще раз внимательно перечитала Дашин коммент. Решила, что это более подробное описание III пункта в моем изложении, поэтому, пока по крайней мере, оставлю комментарием. Но с удовольствием выслушаю Ваши советы.
ОтветитьУдалитьКратко, структурировано и понятно. Считаю, что Татьяна достаточно раскрыла данный вопрос.
ОтветитьУдалитьОгромный плюс в том что приводится несколько трактовок определений из разных источников. Есть с чем сравнить и проанализировать.
ОтветитьУдалитьПонравился подход Татьяны в ответе на вопросы, т.е. она кратко и информативно все описала, и для тех кто заинтересован подробнее узнать об этом она дала ссылки, на дальнейшее изучение.
ОтветитьУдалить