суббота, 15 октября 2011 г.

ИТ в профессиональной деятельности (задание 1)

Какова роль информатизации образования в глобальном процессе информатизации общества?

I. Определение основных понятий. Информатизация. Информатизация образования
II.  Основные механизмы информатизации образования
III. Роль информатизации образования в глобальном процессе информатизации общества



I. Определение основных понятий. Информатизация. Информатизация образования 


Прежде всего, на мой взгляд, необходимо определить основные понятия данного вопроса "информатизация" и "информатизация образования".


Определения понятия "информатизация":

  1. Информатизация – это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. (А.П. Ершов)
  2. Информатизация - это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития. (ЮНЕСКО)
[http://npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=338 Вопросы информатизации образования Научно-практический электронный альманах №18]

С другими определениями понятия "информатизация" можно ознакомиться здесь.



Определения понятия "информатизация образования":



  1. Информатизация образования – процесс обеспечения системы образования информационными средствами, продукцией и технологиями с целью совершенствования механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных; совершенствования методологии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания; создания методик, ориентированных на развитие интеллекта учащихся, на формирование у них способности самостоятельно оценивать информационно-поисковую и экспериментально-исследовательскую деятельность; разработки компьютерных тестирующих и диагностических методик, обеспечивающих объективный, систематический и оперативный контроль и оценку уровня знаний учащихся. [Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/]
  2. Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:
    • в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;
    • в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессами управления;
    • в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий. [http://anthropology.ru/ru/texts/prokudin/art_inf_edu.html Прокудин Д.Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы]


II.  Основные механизмы информатизации образования


Информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества. (Подробнее об особенностях процесса информатизации можно прочесть здесь)


Данные цели реализуются с помощью следующих программ:

  • ФЦП "Развитие Единой Образовательной Информационной Среды 2001-2005" (РЕОИС)
  • Стратегия Единой Образовательной Информационной Среды 2006-2010 (ЕОИС)
  • Приоритетный национальный проект "Образование"



III. Роль информатизации образования в глобальном процессе информатизации общества


Очевидно, что эти два процесса являются одновременно причинами и следствиями друг друга. 


А.А. Андреев отметил: "Научно доказано, что информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым также предстоит самим жить и работать в этой среде". [Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс - М.: Московский международный институт экономики, информатики, финансов и права, 2002. - 264с.]

6 комментариев:

  1. Как мне кажется, здесь можно отметить, что
    - воспитание нравственных, интеллектуально-развитых и творческих людей;
    - повышение уровня образованности людей (+ повышение квалификации педагогов, различных технических специалистов);
    - формирование информационной культуры;
    - воспитание компьютерной грамотности,
    будут способствовать успешной адаптации к жизни и работе в условиях современного информационного общества. Поэтому всё перечисленное, на мой взгляд, можно отнести к роли информатизации образования в глобальном процессе информатизации общества.

    ОтветитьУдалить
  2. Еще раз внимательно перечитала Дашин коммент. Решила, что это более подробное описание III пункта в моем изложении, поэтому, пока по крайней мере, оставлю комментарием. Но с удовольствием выслушаю Ваши советы.

    ОтветитьУдалить
  3. Кратко, структурировано и понятно. Считаю, что Татьяна достаточно раскрыла данный вопрос.

    ОтветитьУдалить
  4. Огромный плюс в том что приводится несколько трактовок определений из разных источников. Есть с чем сравнить и проанализировать.

    ОтветитьУдалить
  5. Понравился подход Татьяны в ответе на вопросы, т.е. она кратко и информативно все описала, и для тех кто заинтересован подробнее узнать об этом она дала ссылки, на дальнейшее изучение.

    ОтветитьУдалить